В Узбекистане разработали новый механизм компенсации за снос

Uybor.uz

На портале СОВАЗ опубликован проект постановления Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствовании порядка изъятия земельных участков и предоставления компенсации в связи с изъятием».

В данном документе утверждается положение, которое определяет порядок изъятия земельного участка либо его части, находящихся у физических (индивидуальные предприниматели, граждане, иностранные граждане, а также лица без гражданства) и юридических (субъекты предпринимательства, негосударственные организации) лиц на правах владения, пользования или временного пользования для государственных и общественных нужд, а также в рамках реализации инвестиционных проектов и предоставления собственникам компенсации в связи с таким изъятием.

Согласно проекту положения, компенсации подлежат:

а) рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке;

б) издержки, связанные с переездом, в том числе временным наймом другого объекта недвижимого имущества;

в) упущенная выгода физических и юридических лиц;

г) иные издержки и убытки, предусмотренные законодательством либо соглашением (договором).

В документе подчеркивается, что не подлежит возмещению стоимость самовольно возведенных жилых, производственных и иных строений и сооружений.

Компенсация может быть предоставлена в виде:

а) денежных средств;

б) предоставления в собственность другого объекта недвижимого имущества;

в) земельного участка, право на который получено инициатором в установленном порядке;

г) иные виды компенсации, по соглашению сторон.

По соглашению сторон собственнику может быть предоставлено несколько видов компенсаций с учетом оценки объектов недвижимого имущества.

Срок предоставления объекта недвижимого имущества в собственность взамен снесенного не должен превышать 24 месяцев со дня предоставления соответствующего объекта недвижимого имущества для временного пользования. При превышении указанного срока инициатор обязан выплатить собственнику снесенного объекта недвижимого имущества пеню в размере 0,01 процентов за каждый просроченный день от стоимости снесенного имущества, но не более 50 процентов от стоимости снесенного имущества.

Соглашения, предусматривающие предоставления в качестве компенсации имущества, подлежащего государственной регистрации, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

В случае изъятия земельного участка для государственных и общественных нужд компенсация в виде денежных средств предоставляется за счет средств соответствующего централизованного фонда. Кроме этого, в случае изъятия земельного участка для реализации инвестиционных проектов, в том числе направленных на улучшение архитектурного облика территории, компенсация предоставляется за счет средств инвестора.

В целях создания благоприятных условий для собственников и членов их семей, совместно проживающих с ним в одной махалле или улице, по соглашению собственников с инициаторами может быть предусмотрено строительство новых домов на территории одной махалли или улицы.

Компенсация предоставляется в следующем порядке:

1) денежные средства предоставляются путем перечисления их на соответствующий банковский (депозитный) счет собственника.

2) в случае изъятия земельного участка, занятого многоквартирным домом или домом блокированной застройки (таунхаус) – предоставление собственнику квартиры в собственность другой квартиры в том же районе (городе) или в другом районе (городе) по согласованию сторон, общая площадь, в которой превышает общую площадь в подлежащей сносу квартире.

При этом по желанию собственника, квартира может быть предоставлена в многоквартирном или блокированном доме, строящемся на изымаемом или ином земельном участке, с оплатой за счет средств инвестора договора найма временного жилого помещения до заселения собственника в предоставляемую квартиру.

3) в случае изъятия земельного участка, занятого нежилым объектом недвижимого имущества – предоставление собственнику другого нежилого объекта недвижимого имущества в том же районе (городе) или в другом районе (городе) по согласованию сторон, общая площадь которого не менее общей площади подлежащего сносу нежилого объекта недвижимого имущества.

В данной ситуации по желанию собственника, нежилой объект недвижимого имущества может быть предоставлен в строящемся на изымаемом или ином земельном участке объекте недвижимого имущества, с оплатой за счет средств инвестора договора найма временного другого нежилого объекта недвижимого имущества сроком до двух лет.

4) в случае изъятия земельного участка, занятого индивидуальным жилым домом (в том числе не завершенного строительством и прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке) – предоставление собственнику и постоянно фактически проживающим в данном доме лицам другого равноценного благоустроенного индивидуального жилого дома или квартиры в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

5) в случае изъятия земельного участка, право владения (пользования) которым имеет собственник объекта недвижимого имущества, находящегося на данном земельном участке – предоставление собственнику земельного участка, площадью равной изымаемой.

Если рыночная стоимость права на изымаемый земельный участок превышает стоимость права на предоставляемый земельный участок, то данная ценовая разница подлежит компенсации по соглашению сторон. Также в случае если рыночная стоимость изымаемого земельного участка ниже стоимости предоставляемого земельного участка, то данная ценовая разница компенсации не подлежит.

По соглашению сторон, в качестве компенсации может быть предоставлен дополнительный земельный участок с соответствующим уменьшением размера иного предоставляемого вида компенсации.

В случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства собственнику предоставляется за счет средств инициатора временное жилье на условиях договора найма либо денежная компенсация за найм жилья сроком до двух лет.

При выборе лицами, являющимися участниками общей собственности компенсации, предусмотренной данным положением, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу объекты недвижимого имущества.

В документе говорится, что при наличии письменного согласия (соглашения) не менее 75 процентов собственников, и не достижении договоренности с оставшейся частью собственников инициатор вправе обратиться в суд с иском о принудительном выкупе объектов недвижимого имущества по цене, определенной в установленном порядке. Размер, сроки и вид возмещения убытков собственникам, не давшим соответствующего согласие, определяются в судебном порядке.

Отмечается, что в случае отсутствия собственника объекта недвижимого имущества (а если оно является жилым, то также при отсутствии членов его семьи, зарегистрированных по данному адресу), находящегося на земельном участке, который планируется изъять, инициатором должны быть приняты все необходимые меры по их поиску, в том числе через средства массовой информации.

«Если в течение одного года местонахождение отсутствующего собственника не установлено, инвестор может обратиться в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) с просьбой обратиться в суд с иском о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и обращении данного объекта недвижимого имущества в государственную собственность», - говорится в проекте документа.

Обращение местных властей в суд с иском о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным и обращении данного объекта недвижимого имущества в государственную собственность осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Оценка объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу, производится в порядке, определяемом Кабинетом Министров. Оценка объектов недвижимого имущества производится оценочными организациями за счет средств инициатора до заключения соглашения, предусмотренного этим положением. В случае несогласия с результатами оценки проводится экспертиза достоверности отчета об оценке в соответствии с законодательством.

В проекте документа отмечается, что оценочная организация несет ответственность перед заказчиком за причинение ему ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные заказчику, подлежат возмещению оценочной организацией в порядке, установленном законодательством.

В случае смерти собственника после заключения с ним соглашения о размере, виде и порядке возмещения убытков, исполнение прав и обязательств по соглашению переходит к его наследникам пропорционально их долям. Также в случае смерти собственника до заключения соглашения, переговоры о заключении соглашения ведутся с его наследниками на общих основаниях. Круг наследников и доля каждого из них в наследстве определяется на основании свидетельства о праве на наследство, а в случае спора – судом.

Согласно проекту документа, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) буду вести учет предоставленных компенсаций.

Инвесторы будут предоставлять в местные власти документы, подтверждающие факт предоставления компенсаций в полном объеме (если соглашением не предусмотрены иные условия).

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента:

- на постоянной основе будут проводить мониторинг мероприятий по своевременному предоставлению компенсаций в полном объеме;

- предоставляет в Кабинет Министров информацию о ходе работ по изъятию земельных участков, сносу объектов недвижимого имущества, предоставлению компенсации, а также строительно-монтажных работах, проводимых на изъятом земельном участке.

Обратите внимание на тот факт, что в настоящее время проект документа находится на стадии общественного обсуждения. Он может быть изменен или отклонен. 

С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

 

Источник: https://kun.uz/ru