Вероятно, через 10–15 лет самыми востребованными и успешными будут не те форматы недвижимости, которые существуют сейчас и являются традиционными, а новые, к которым нам еще предстоит привыкнуть. Сегодня они только зарождаются, но тем не менее по своим потребительским характеристикам, концепции и идеологии в максимальной степени учитывают образ жизни поколения Y. Ведь именно это поколение станет основным потребителем недвижимости спустя пару десятилетий.
В частности, одним из таких форматов, которым пророчат успех зарубежные эксперты, являются коливинги. В Москве эта идея пока только тестируется, причем не системными игроками, а, скорее, энтузиастами, в то время как в крупных зарубежных городах этап тестирования уже успешно завершен. За рубежом такие проекты успешно реализуются в крупных масштабах. В больших городах коливинги — это отдельные здания с сотнями юнитов и просторными общественными и рабочими зонами, под которые выделяются не отдельные помещения, а целые этажи. Москва только начинает пробовать коливинги на вкус. Но, несомненно, это формат, который уже в недалеком будущем появится в российской столице, и я уверен, что на него обратят внимание застройщики, сейчас работающие в сферах жилой и коммерческой недвижимости.
Столетиями недвижимость была поделена на типы в зависимости от целей использования — жилая, офисная, торговая и развлекательная. Но сегодня границы размываются, что вызвано спросом со стороны нового поколения — людей, которые хотят жить, работать и общаться с единомышленниками без необходимости перемещаться по городу. Вне зависимости от того, находятся ли они в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Амстердаме или Мумбае, представители поколения Y отказываются от традиционного разделения дома и офиса в пользу более целостной среды, ориентированной на жизнь, работу и общение.
Некоторые инновационные проекты уже внедрили эту новую модель зданий смешанного использования. В прошлом году нью-йоркская компания WeWork, владеющая коворкингами в Америке, Европе и Азии, открыла в Нью-Йорке проект WeLive, предлагающий небольшие меблированные апартаменты с зонами общего пользования, включающими пространство для работы, студию йоги, кухню для совместных приемов пищи и эксплуатируемую кровлю с гидромассажными ванными. Следующим городом, где появится подобный проект, станет Сиэтл. Здесь в 2020 году будет завершено возведение 36-этажного здания, где предусмотрено пространство для совместной работы, торговые помещения и компактные апартаменты.
Новые форматы жилья и рабочих пространств можно найти в любой точке мира, и их популярность стремительно растет. Компактное жилье и большие зоны общего пользования — эта модель реализована в проекте коливинга, который был открыт частной компанией The Collective в северо-западном Лондоне. Комнаты в проекте маленькие (10 кв. м) с небольшой общей кухней. Однако на 11-м этаже есть зоны общего пользования, включающие бар, ресторан, кинотеатр, спа, спортзал, террасу на крыше, большие кухни-гостиные, где можно собирать друзей и устраивать вечеринки, а также библиотеки, которые служат в том числе и рабочим пространством.
После строительства студенческого общежития в Великобритании в 2016 году шотландский предприниматель Чарли Макгрегор отправился в Амстердам, чтобы приступить к проекту The Student Hotel (TSH), где были бы созданы условия для совместного проживания и общественные пространства для студентов. Сегодня отели TSH можно встретить в десяти разных локациях, в том числе в Нидерландах, Париже, Барселоне и Флоренции. Эта сеть привлекает не только студентов, но и молодых специалистов, путешественников, представителей творческих профессий, а также всех, кто чувствует в себе студенческий дух.
TSH — это гибрид отеля, апартаментов, клуба, офисных и развлекательных пространств и ярких интерьеров. Такой формат был создан, чтобы подтолкнуть жителей к общению. Для этого в TSH организованы зоны отдыха, кабины для прослушивания лекций TED Talks, бильярдные столы, круглосуточные столовые и пр. Арендаторы могут разместиться здесь на срок от двух недель до 12 месяцев, но местное сообщество также поощряет использование ресторана и игровой зоны для поддержания духа интеграции. В настоящий момент разрабатывается еще больше новых проектов коливинга как в уже освоенных, так и в новых локациях. Компания планирует расширить сеть до 41 отеля к 2021 году.
Нельзя не отметить и еще одно преимущество. Смешанное использование здания распределяет риски, и такие проекты менее уязвимы в периоды рецессии, по сравнению, например, с офисами. Поэтому инвесторам и девелоперам следует всерьез рассматривать коливинги. Высокий потенциал этого формата недвижимости сегодня трудно не оценить по достоинству.
В настоящий момент проекты смешанного использования главным образом ориентированы на конкретную демографическую группу: от 20 до 30 лет. Но при большей площади апартаментов коливинги могли бы стать хорошей моделью и для старшего поколения. Преимущество больших городов — во взаимодействии разных людей, поэтому важно правильное и максимально удобное расположение таких проектов.
В заключение можно отметить, что сама жизнь сегодня диктует появление абсолютно новых форматов недвижимости, которые будут наиболее полно отвечать меняющимся потребностям людей, приспосабливаясь к их мышлению и образу жизни.
Источник: https://realty.rbc.ru